Еще в середине прошлого, XX века ученые расходились во мнениях по поводу происхождения обычая табакокурения. Линдблом писал в 1947 году: «Почти все сходятся теперь во мнении, что табак был завезен в Америку из Старого Света». Но все-таки многие этнографы придерживались точки зрения Норденшельда: «Нюхательный табак, сигареты, сигары, вилообразная подставка для сигар и курительные трубки были изобретены индейцами».
Курение до открытия Америки
Но что-нибудь и как-нибудь курили (или воскуряли) в Европе (как и во всех других частях света) и раньше, до открытия Америки. Например, курение гашиша и опиума было распространено уже в доисторические времена, о чем свидетельствуют найденные археологами в местах свайных поселений (неолитические поселения в основном в Средней и Северной Европе) остатки этих растений и курительные приборы.
Мифы о курении разных народов мира
Чуть ли не у всех народов на Земле есть мифы, в которых говорится о курении. Правда, мы не знаем точно, когда сформировались эти мифы; возможно, вставки о табаке и курении появились не так и давно, когда табак начал свое «триумфальное шествие» по планете.
Так, в многочисленных мифах народов Африки рассказывается о божественном происхождении табака, и ни один негритянский праздник немыслим там без на-слаждения, доставляемого курением.
- У народов банту есть такой мифологический персонаж — Риангомбе. По преданию, он, по-наделав каких-то героических дел, удалился на вулкан Мухавура и стал выращивать табак на его склонах. В племени нуэр — народа, живущего в южной части Судана, в районе нижнего течения реки Собат,— во время грозы бросают в воздух табак, чтобы усмирить божество Квота, насыла¬ющего ее.
- В чечено-ингушском эпосе рассказывается о культурном герое Сеска Солса, который в числе прочих своих подвигов научил людей курить табак.
- В мифах монгольских народов изобретателем водки, кумыса и табака выступает Чингисхан — да-да, тот самый, который завоевал пол-Руси, а впоследствии его внук Хубилай учредил его культ.
Первые потребители табака – индейцы из Южной Америки
К настоящему времени точно установлено, что уже три с половиной тысячи лет назад индейцы Южной Америки возделывали табак нескольких видов, в том числе табак настоящий и махорку. Достоверно известно, что, например, индейцы майя в Центральной Америке в I веке до нашей эры курили табак на религиозных церемониях. Про других же индейцев можно сказать, что та¬бак использовали для разных целей и в различном виде: его нюхали, жевали, но чаще всего курили, заворачивая сухие листья в кукурузную обертку в виде сигары или набивая табаком трубки. И примитивные сигары, и трубки индейцы называли « габако», а само растение — «кохоба», «петум».
Туземцы, усевшись на землю, держали в руке тлевшую с одного конца головешку — при ближайшем рассмотрении, свернутую трубкой траву, которую они подносили к губам и дым которой втягивали в себя. После открытия острова Гуанаами адмирал и многие его спутники не раз обращали внимание на сухую траву, которую возили в своих пирогах индейцы, встречавшиеся им во время плавания от острова к острову.
Белые никак не могли понять назначения этих сухих ломких листьев, предпо-лагая, что, несмотря на свой едкий запах, вызывавший у испанцев кашель и слезы, они все же съедобны. И лишь здесь, на берегах этой кубинской бухты, им впервые пришлось увидеть, как тлеют эти свернутые из травы го-ловешки, называемые туземцами табаком, и лишь здесь они впервые полюбопытствовали, что представляет со-бою их дым.
Бласко Ибаньес. В поисках Великого Хана
Вообще индейцы не заключали никаких договоров и не вели переговоров о мире, без того чтобы прежде проделать все церемонии, обеспечивающие присутствие Манито — главного божества. Чтобы вызвать его, индейцы, собравшись вместе, набивали трубку горьким табаком «кинникиник» и делали по несколько затяжек.
Матросы и юнги по нескольку раз затягивались предложенной им индейцами головешкой, но чаще всего дело кончалось тем, что, закашлявшись и почувствовав тошноту, они старались поскорее отдать табак кому-нибудь из товарищей. Некоторые, напротив, легко перенося эти затяжки, повторяли их, сообщая о своих подвигах, для первого раза весьма удалых, раскатами громкого смеха.
И никто из находившихся тут не мог, конечно, предвидеть, что этот обычай бедных и забитых подданных Великого Хана, у которых не было даже одежды, чтобы прикрыть наготу, распространится по всему миру и станет всеобщим и наиболее терпимым пороком.
Власко Ибаньес. В поисках Великого Хана
Первая встреча табака с западной культурой
Как известно, первыми европейцами, оказавшимися в Западном полушарии, были Христофор Колумб и его спутники, которые в 1492 году ступили на землю Южной Америки, полагая, впрочем, что приплыли в Индию. Они же первыми увидели курящих туземцев, и некоторые члены экспедиции были весьма заинтригованы этим явлением. А многие попробовали…
Один из спутников Колумба, Родриго де Херес, вернувшись в Испанию, стал баловаться табаком и однажды был замечен курящим. Жители города решили, что в него вселился дьявол, раз из носа и изо рта у него идет дым, и этот любитель острых ощущений получил их в полной мере — он был осужден инквизицией и заключен в тюрьму.
Табак это лекарство???
Но вообще-то в начале XVI века табак в Европе употребляли преимущественно как лекарственное растение, прежде всего против зубной боли (это хоть как-то понятно) и почему-то подагры (тут логику углядеть трудно). Жан Нико, в 1560 году привезший во Францию семена заморского растения, сам называл его «травой королевы». Он и привез-то их в подарок королеве Екатерине Медичи, будучи уверен, что это целебная трава, панацея, способная избавить от тысячи болезней. Листья табака, растертые в порошок, были прописаны в качестве лекарства сыну Екатерины Медичи.
Но уже следующее поколение европейцев — к 1585 году — научилось курить. И почти сразу появились противоречивые мнения по поводу этого занятия: одни считали табак «травой дьявола», другие — «дыханием богов».
К началу XVII века табак был известен на всех континентах земного шара, и вообще есть мнение, что нет и не было другого растения, которое бы так стремительно завоевало мир и вошло в общее употребление, как табак.
История курения табака в России и первые преследования курящих
В России первые табачные плантации были заложены в 1716 году в селе Ахтырка на Украине. К этому времени многие правители уже были весьма встревожены «триумфальным шествием» табака по планете, тем более что уже было ясно, что никаких болезней он не излечивает, а совсем наоборот. Уже в 1604 году король Англии Джеймс I анонимно написал «Протест 1 абаку», в котором основательно и красочно осудил появившийся продукт. В конечном итоге он ввел пошлину на ввоз табака в Англию. Примерно те же «противотабачные меры» и примерно в то же время предпринял во Франции кардинал Ришелье.
В 1606 году король Испании Филипп III выпустил указ, ограничивающий выращивание табака, а в 1610 году в Японии вышли указы, предусматривавшие наказания как тех, кто курит, так и тех, кто выращивает табак. В Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, позорным церемониям и даже приговаривали к смертной казни.
По приказу Папы Римского люди, приносящие табак в католический храм, отлучались от церкви. А ведь и вправду приносили поначалу, и не только приносили, а и курили, и дым трубок и сигар смешивался с ароматами благовоний…
В России борьба с курением тоже началась незамедлительно и набирала обороты. Курение и нюханье табака были отнесены к категории смертных грехов. В 1634 году царь Михаил Федорович выпустил указ против потребления табака. По этому указу попавшихся в первый раз курильщиков секли розгами, а тех, кого уличили во второй раз, могли казнить. Нюхальщикам же табака отрезали носы. И тем не менее курение становилось все более популярным.